Экипажу парома «Александр Ткаченко», возившего российскую военную технику в Сирию, не выплатили заработанные деньги.
«Александр Ткаченко» совершил несколько рейсов в сирийский порт Тартус с военной техникой и грузовиками на борту. По возвращении из очередного рейса в Сирию экипаж обнаружил, что в платежках за октябрь и ноябрь значится сумма, вдвое меньшая той, что была обещана по контракту, сообщило «Радио Свобода».
Владелец судна – российское ООО «Коксохимтранс». Cудя по информации в интернете, эта компания входит в холдинг «Совфрахт-Совмортранс», однако там отказываются признавать, что имеют к истории с сирийскими вояжами парома какое-либо отношение.
На грузовой линии Крым – Кавказ оператором судна была симферопольская транспортная компания «СМТ-Крым», представители которой говорят, что в конце августа судно было взято в аренду «российским правительством». Министерство обороны и МЧС не комментируют информацию об использовании гражданских судов в составе «сирийского экспресса», но экипаж парома утверждает, что отметки о пребывании «Александра Ткаченко» в сирийском порту Тартус есть в судовом журнале, копия которого уже направлена в «компетентные органы».
Первый раз паром «Александр Ткаченко» «засветился» в составе «сирийского экспресса» (так называют морской путь доставки российских вооружений и солдат в Сирию) еще до решения Совета Федерации России, позволившего Владимиру Путину официально начать военную операцию в этой стране. Его фотографировали энтузиасты, отслеживающие проход кораблей через Босфорский пролив, о нем говорилось в обнародованном РБК расследовании информационного агентства Reuters, посвященного «сирийскому экспрессу». «Александр Ткаченко» не раз фигурировал в расследованиях волонтеров InformNapalm, занимающихся разведкой по открытым источникам в интернете.
Если говорить точнее, то, согласно опубликованному в интернете видеообращению экипажа (состоящего, по их собственным словам, из жителей Севастополя и Керчи), эта история началась еще даже до окончания курортного сезона – 28 августа. Именно в этот день «Александр Ткаченко» взял курс из Керчи на Темрюк (Краснодарский край) «для доставки туда грузовых машин». После этого судно отправилось в порт Новороссийск, где «произошла погрузка на судно военной техники и имущества». Далее паром отправился в порт Тартус в Сирии, при этом компания «Коксохимтранс», по словам моряков, пообещала им прибавку к существующим окладам.
Как говорится в видеообращении экипажа судна, «по прибытии в порт Тартус 11 сентября 2015 года была произведена выгрузка военной техники». 20 сентября паром прибыл обратно в Новороссийск. 21 сентября была произведена плановая ротация экипажа, 23 сентября судно вновь загрузили военной техникой, после чего оно встало на якорь между Новороссийском и Геленджиком. Вскоре судно вновь взяло курс на Тартус.
7 октября подошло время выплаты заработанных денег членам экипажа первой смены, той, что осталась на берегу. Деньги были выплачены в полном объеме. Однако вскоре на судне сменился капитан, а членам экипажа было предложено под роспись ознакомиться с приказом по компании «Коксохимтранс». В нем говорилось, что смена отныне будет составлять не 15, а 30 дней, а за зарубежные рейсы будут платить надбавку в 10%. Капитан заверил, что остальные условия работы остаются прежними.
26 октября «Александр Ткаченко» вновь взял курс на Сирию, предварительно зайдя в Новороссийск для погрузки новой партии военной техники. Паром прибыл в Тартус 4 ноября, а вскоре вернулся в Керчь. 10 ноября экипажу была перечислена сумма, которая, как утверждается в видеообращении, составляла половину от обещанного по новому договору. Моряки обратились в компанию, где им пообещали погасить задолженность до 20 ноября, однако этого не произошло. Вскоре выяснилось, что тем самым приказом ООО «Коксохимтранс» перевело экипаж на новое штатное расписание, но капитан, отдавая его членам новый договор на подпись, об этом умолчал. Моряки подозревают, что это было сделано намеренно – чтобы они не бросили работу по доставке грузов в Сирию в разгар работы «сирийского экспресса».
25 ноября на судно, которое стояло в этот момент на рейде в Севастополе, прибыл новый экипаж. Его членам был предложен трудовой договор, в котором уже официально фигурировали куда меньшие суммы, чем те, что должны были платить предыдущему экипажу. По словам авторов обращения, многие из новых работников не согласились с предложенными условиями и остались на берегу.
«Где же совесть и справедливость?» – вопрошает в конце обращения зачитывающий его член экипажа «Александра Ткаченко». С помощью коллег с крымского информационного сайта kerch.fm, рассказавших эту историю, Радио Свобода удалось пообщаться с говорящим на видео человеком. Его зовут Евгений (свою фамилию он предпочел не называть), на пароме он занимал должность электромеханика.
По словам Евгения, обращение поддержали 14 из 18 членов экипажа, сейчас оно передано в «соответствующие органы», и экипаж надеется, что со дня на день причитающиеся им деньги с надбавкой за рейсы в Сирию все-таки будут выплачены.
У ООО «Коксохимтранс» нет собственного сайта в интернете, однако можно предположить, что эта компания входит в холдинг «Совфрахт-Совмортранс». Об этом, например, прямо говорится в описании холдинга на одном из сайтов, посвященных грузоперевозкам. Телефоны и адреса двух организаций, указанные в общедоступных базах данных и на сайте «Совфрахта», совпадают. Более того, в компании «Совфрахт-Совмортранс» без промедлений согласились перевести звонок корреспондента Радио Свобода на директора «Коксохимтранса» Марину Луневу, упоминаемую в видеообращении экипажа «Александра Ткаченко». Луневой на рабочем месте не оказалось, при повторной просьбе о комментарии представитель «Совфрахта-Совмортранса» заявил Радио Свобода, что судно «Александр Ткаченко» не принадлежало и не принадлежит холдингу. Так же в компании сообщили, что «Совфрахт-Совмортранс» не участвовал и не участвует в капитале ООО «Коксохимтранс».
Ранее представители МЧС и Министерства обороны России так же отказались комментировать журналистам факт отправки в Сирию гражданских судов. В то же время, по данным газеты «КоммерсантЪ», военно-морской флот России приобрел для доставки грузов в сирийский порт Тартус восемь транспортных кораблей у одной из турецких компаний. Они были зачислены в списки вспомогательных судов с приданием им военного статуса, поскольку курсирующие между Россией и Сирией большие десантные корабли не справлялись с нагрузкой.
По сведениям одесского издания «Думская», эти суда ранее принадлежали украинскому Дунайскому пароходству и были проданы турецкой компании «на металлолом» из-за своего плохого состояния. Эти суда, как рассказал «Думской» директор пароходства Дмитрий Баринов, были построены в 80-е годы прошлого века и использовались, в частности, для перевозки фруктов и овощей из Болгарии в СССР.
Источник: http://crime-ua.com/node/13099