При входе в продовольственный магазин охранник попросил меня сдать сумку в камеру хранения. При этом я обратила внимание на объявление о том, что администрация магазина не отвечает за сохранность вешей, сданных в камеру хранения. Как поступить в такой ситуации?
Ни Закон Украины «О защите прав потребителей», ни другие нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере торговли, не обязывают покупателей сдавать вещи в камеру хранения. То есть это дело добровольное.
Вместе с тем, согласно Порядку осуществления торговой деятельности и правилам торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (Постановление Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 №833) хозяйствующий субъект обязан обеспечить доступ потребителей в объект торговли без сдачи на хранение личных вещей, кроме тех товаров, реализация которых производится в данном торговом объекте. В таких случаях предприятие обязано создать условия для хранения вещей покупателей.
Что же касается ответственности магазина за сохранность вещей: согласно гражданскому законодательству Украины, регулирующему эти отношения, в случае, если магазин требует от потребителя сдать вещи в камеру хранения (закрывающиеся кабинки с номерными ключами), магазин должен обеспечить сохранность принятых от него вещей. Согласно ст. 951 Гражданского кодекса Украины, за утрату (недостачу) или повреждение вещи магазин возмещает потребителю убытки в следующих размерах: в случае утраты (недостачи) вещи – в размере ее стоимости, в случае повреждения вещи – в размере суммы, на которую понизилась ее стоимость. Если в результате повреждения качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по назначению, потребитель имеет право отказаться от нее и потребовать от хозяйствующего субъекта возмещения ее стоимости.
Вывод. Если среди вещей покупателя отсутствуют товары, имеющиеся в продаже в указанном магазине, он не обязан сдавать сумку в камеру хранения при входе в данный торговый объект.