Каковы действия физического лица — предпринимателя в случае утери документов, подтверждающих доходы или расходы?
В соответствии с п. 177.4 ст. 177 Налогового кодекса к перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу III этого Кодекса.
Согласно п. 138.2 ст. 138 вышеуказанного раздела расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Налогового кодекса.
Подпунктом 139.1.9 п. 139.1 ст. 139 Кодекса определено, что не включаются в состав расходов расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.
В случае утери, уничтожения или порчи указанных документов плательщик налога имеет право письменно заявить об этом контролирующему органу и осуществить мероприятия, необходимые для восстановления таких документов. Письменное заявление должно быть отправлено до/или вместе с представлением расчета налоговых обязательств за отчетный налоговый период. Плательщик налога обязан восстановить утерянные, уничтоженные или испорченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления такого заявления в контролирующий орган.
Если плательщик налога восстановит указанные документы в следующих налоговых периодах, подтвержденные расходы включаются в расходы за налоговый период, на который приходится такое восстановление.
Таким образом, в случае утери документов, подтверждающих доходы или расходы плательщика налога, такой плательщик имеет право письменно заявить об этом контролирующему органу и осуществить необходимые мероприятия для восстановления этих документов.